- Монашество
- институт М. существует во всех мировых религиях. Согласно христианскому вероучению монашеское состояние обязывает к «уходу из мира» во имя приближения «царства божьего». Для концепции М. характерно наличие элементов дуализма, заимствованных из учения гностиков и трансформированных в соответствии с христианской доктриной. Нельзя отрицать определ. гуманистич. функции М. и его роли в развитии культуры. Первыми монахами следует считать отшельников (анахоретов), которые покидали семьи, отказывались от своего прежнего социального статуса и уходили в безлюдные места–горы, пустыни и т. д. Первым известным отшельником, впоследствии признанным родоначальником М., был Антоний Великий (ум. в 356), первый монасгырь (объединение монахов в общину с определ. уставом) был основан коптом Пахомием (ум. в 348) в Египте в 320. Начавшееся в 4 в. широкое распространение М. было обусловлено проникновением церкви во все сферы светской жизни после официального признания Константином I христианства. Из Египта М. распространилось по всей Римской империи. Византийское М. руководствовалось уставом Василия Великого (ум. в 379), зап.-европ. М. — уставом Бенедикта Нурсийского (ум. после 547). От монахов требовалось дать обет послушания, терпения, смирения, бедности и безбрачия. Если для византийского М. было характерно стремление довести аскетизм до крайности, о чем свидетельствует жизнь религиозной общины, основанной сирийцем Симеоном в нач. 5 в. и просуществовавшей до 10 в., то в Зап. Европе проявлялась тенденция к превращению монастырей в опорные пункты внешней экспансии.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.